Что такое активное слушание и как им распорядиться?

Активное слушание, согласно одному из определений, — это искусство понимания собеседника. Чем оно отличается от обычного слушания? Тем, что мы реально пытаемся понять, о чем хочет поведать собеседник. Для этого нам нужно:

— стимулировать его высказываться, чтобы получить достаточно информации; — в ходе беседы проверять, верно ли мы поняли сказанное; — дать собеседнику знать, что он понят, и понят правильно.

Прежде всего, нужно проявить заинтересованность. Собеседник должен вести не монолог (когда он говорит, а вы как бы слушаете — а возможно, думаете о своем), а диалог. Поддержите разговор. Только помните о вашей цели: понять собеседника, а не выразить свое отношение к сказанному им. Это можно сделать после, когда вы максимально точно поймете позицию другого.

Проще всего участвовать в беседе с помощью поддакиваний, «агаканий», «угуканий», а также невербальных сигналов: кивков, жестов. Не забывайте о взгляде, ведь это мощнейший невербальный фактор! Периодический контакт глаз продемонстрирует собеседнику вашу включенность в процесс общения. Только делать это нужно не механически. Выскажу банальную, но не всем очевидную мысль, что если собеседник и обсуждаемая тема вам неинтересны, полезнее научиться незаметно менять тему или тактично избавляться от необходимости общаться с неинтересным вам человеком.

Конечно, невербальные проявления собеседника нужно отслеживать столь же тщательно, как и его слова. Из интонации, мимики, жестов можно извлечь полезнейшую информацию об отношении говорящего к тому, что он говорит. Когда вы станете прояснять понятое, вы сможете использовать эту информацию.

Вот мы и подошли к следующему приему: прояснению, уточнению. Обратная связь служит не только для демонстрации вашей включенности в разговор, стимула говорить дальше, но и помогает собственно пониманию. Самое простое — задавать уточняющие вопросы: «Вы хотите сказать…», «Правильно ли я понял, что…». При этом вы отзеркаливаете, возвращаете говорящему данную им же информацию, перефразируя ее своими словами. Переформулируя, вы сами лучше понимаете смысл и то, как вы поняли, представляете собеседнику, типа: «Правильно ли я понял…»

Формулируя своими словами, тем не менее, старайтесь говорить на языке собеседника. Отзеркаливая сказанное им, старайтесь вложить в слова именно тот смысл, что ваш собеседник. Разумеется, для этого вам придется постараться действительно понять истинный смысл его речи. Иначе может оказаться, что вы одними и теми же словами говорите о разных вещах. И главное: никаких оценочных суждений! Сейчас ваша задача — слушать, а не выражать свое отношение ни к позиции собеседника, ни к его личности, и неважно, положительное это отношение или отрицательное. Цель активного слушания — не осудить и не одобрить, не поддержать и не оспорить. Цель — понять.

В принципе, можно прояснять, уточнять и эмоциональное состояние, эмоциональные реакции собеседника и давать понять, что вы их замечаете. Например: «Кажется, вам не по душе происходящее…», «Я понимаю ваше состояние»… Но необходимость и допустимость этого зависит от конкретной ситуации, в частности, от ваших взаимоотношений.

Иногда обоснованно продолжать фразы собеседника, заканчивать его предложения — особенно если он замялся. Но эта рекомендация далеко не универсальна! В случае заминки можно помочь собеседнику не продолжением за него, а наводящим вопросом. А можно промолчать, но продемонстрировать заинтересованность невербально: переведя взгляд на собеседника, чуть подавшись к нему. Помните, что наводящие вопросы должны способствовать пониманию, а не мешать. Слишком частые вопросы могут раздражать собеседника, сбивать его с мысли — особенно если вопросы не столько уточняют уже сказанное, сколько уводят разговор в сторону.

С другой стороны, важно задать уточняющий вопрос вовремя, особенно если ваше непонимание затруднит дальнейшее восприятие информации. Ведь смысл активного слушания — не в том, чтобы проявить вежливость и создать иллюзию участия в разговоре, а в том, чтобы действительно понять друг друга. И помните, что правильно поставленный вопрос уже содержит половину ответа. Вопросы могут быть закрытыми (когда возможен только ответ «да» или «нет»), открытыми (начинающиеся словами почему, кто, где, как и задающие направление для развернутого ответа, если нужно получить подробную информацию, поддержать и развить беседу, стимулировать собеседника высказываться), альтернативными (предлагающими сделать выбор из нескольких предложенных вами вариантов).

В ходе беседы можно периодически резюмировать услышанное, подводить итог некоей части разговора, кратко уточнять основные мысли. Это позволяет:

— сверять воспринятое вами с тем, что хотел донести собеседник; — разбивать информацию на логические «блоки».

Резюмировать можно и всю полученную информацию, кратко изложив ее смысл своими словами и обязательно получив обратную связь от собеседника. Ведь кто, как не он, подтвердит, что понят правильно?

И еще одно пожелание: не переусердствуйте. Обратная связь — штука хорошая, но только если она органична и незаметна. Иначе наши «агакания» и «поддакивания» вызовут раздражение, и хорошо, если собеседник прямо укажет на это и попросит «прекратить активно слушать». По опыту скажу, что такое случается.

И в завершение — анекдот о технике отзеркаливания. Чтобы не воспринимать все вышесказанное слишком серьезно и помнить, что это — лишь техника, значение которой не нужно переоценивать.

Клиент:

— Мне все время грустно, ничто меня не радует.

Психотерапевт:

— Вам все время грустно, ничто вас не радует.

Клиент:

— Мне кажется, что вся моя жизнь абсолютно бессмысленна.

Психотерапевт:

— Вам кажется, что вся ваша жизнь абсолютно бессмысленна.

Клиент:

— Мне остается только покончить с собой.

Психотерапевт:

— Вам остается только покончить с собой.

Клиент подходит к окну, раскрывает его и выпрыгивает.

Психотерапевт:

— Бац.


15:18 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Почему мы жалуемся и ноем?

Почему мы жалуемся и ноем?

Недавно разговаривал со своим приятелем. Так вот хочу поделиться своими размышлениями по этому поводу. Дело все в том, что мы очень часто жалуемся на жизнь. Мол, то не так, это не эдак. А по сути, поч...
Входная дверь – защита Вашего дома

Входная дверь – защита Вашего дома

Защитить дом или квартиру помогут входные двери. Именно с них начинается любой дом, они предотвращают проникновение воров, нежелательных гостей. Также они украшают строение, придавая ему шарм и привле...
Времена меняются или все профессии важны

Времена меняются или все профессии важны

Каждый из нас был студентом и на этом этапе жизненного пути каждый сталкивался с материальной проблемой. В разной степени, бесспорно. Но, тем не менее, одним необходимо было оплачивать учебу или общеж...
Марина. Часть 2: Девственность

Марина. Часть 2: Девственность

Раньше у меня была только две проблемы: куда спрятать вещи так, чтобы родители не нашли; и — как объяснять полную депиляцию. Хотя, с прилагательным «полная» я погорячилась. Она была еще впереди. Так в...
Письмо от Профессора

Письмо от Профессора

Письмо от Профессора пришло во второй половине дня и стало для Юры полной неожиданностью. Но неожиданностью приятной. Не мешкая, Юра собрался и двинулся в указанное в письме место. Профессор — это не...
Отделка кедром

Отделка кедром

Специалисты утверждают, что каждая разновидность древесины имеет свои особенные качества, которые влияют на возможности использования ее в тех или иных условиях. Считается, что абсолютно универсальных...
Стоит прочесть

Удобство моющего пылесоса

Моющие пылесосы – это отличные помощники для каждой хозяйки. С ними уборка дома не вызовет ни каких ...

Главные препятствия, мешающие начать новую жизнь

Новый год – это время, когда человек решает начать новую Жизнь. В прошлое уходит год старый с его пр...

Перевод этикеток продукции. Как не допустить ошибо

Существует, пожалуй, всего два вида переводов, допущенная ошибка в которых становится объектом насто...

Как ухаживать за волосами зимой?

Зима — нелегкое испытание для волос. Мало им ежедневных укладок, усушек, утрусок. Так еще...

Корпоративный сайт или информационный портал?

Предположим, Ваша фирма решила открыть свое представительство в интернете - сделать свой сайт. И вот...

Золото бактрийских царей

Мы сидим на втором этаже в баре международного аэропорта Шереметьево в ожидании рейса. Впереди Афган...

Лучшие мобильные телефоны 2007 года

Выбор мобильного телефона – непростая задача. Разные производители предлагают разные функции телефон...

Как переехать в Москву?

Если вы живете в провинции и давно мечтаете переехать в столицу, то эта статья для вас. Пора переста...

Как заработать на AdSense новичку?

Продолжаю свои эксперименты с возможность заработка на Google AdSense. Предыдущие части этого вэбсе...

Как контролировать состояние жесткого диска?

Windows — это не только среда для запуска различных приложений. В комплект операционной с...



Развивая портал:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя обширный перечень познавательных и отличных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь найти подходящую информацию стало легко.

Мы собрали для вас познавательные и интересные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.